Этот летчик-легенда СССР получил пять боевых орденов, не сбив ни одного самолета. Кто он и чем заслужил награды?

Высота – опасный противник. Борьба с высотой – это борьба летчика с самим собой. Где предел возможностей человека и машины? Множество авиаторов погибли в поисках ответа на этот вопрос.

В этой публикации поговорим о человеке, который нашел ответ – и стал бессмертной легендой мировой авиации. О человеке, который многочисленными подвигами в небе прославил свою страну на весь мир. О советском авиаторе, которого превозносила до небес западная пресса.

Этим человеком был Владимир Константинович Коккинаки (25 июня 1904 года – 7 января 1985 года) – советский заслуженный летчик-испытатель, генерал-майор авиации. Дважды Герой Советского Союза, многократный мировой рекордсмен. Единственный советский летчик, удостоенный бриллиантового ожерелья «Цепь пионера розы ветров».

Могучий советский парень – веселый, горячий, смелый

Родился Владимир Константинович в Новороссийске в семье портового весовщика Константина Павловича и Натальи Петровны Коккинаки. У пары было шестеро сыновей и дочь, будущий летчик-легенда стал третьим ребенком. Жалование отца было небольшим, семья голодала.

Владимир Константинович впоследствии так вспоминал свое детство:

Коккинаки окончил три класса начальной школы и девять классов экстерном. В разное время работал:

  • рабочим в колхозе;
  • рабочим на виноградниках «Абрау-Дюрсо»;
  • матросом на рыболовных лодках «Шалупа» и «Ингула»;
  • грузчиком в порту вместе с братьями Георгием и Павлом.

Вспоминая работу на виноградниках, Владимир Константинович говорил:

А друживший с Коккинаки писатель Борис Горбатов говорил о нем так:

Справка ZOMG Teh Drama:

Братья Владимира Константиновича также связали свою жизнь с авиацией. Павел стал бортинженером. Александр летал на бомбардировщике и погиб на фронте. Летчиками-испытателями стали Константин и Валентин. Последний погиб в 1955 году в ходе испытания реактивного стратегического бомбардировщика М-4 конструкции Владимира Мясищева.

С декабря 1925 года по июль 1927 года Коккинаки служил в пехоте РККА. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Первый полет совершил на биплане «Avro-504K».

Здесь впервые, хотя и косвенно, пересекаются жизненные пути будущих легендарного летчика Коккинаки и легендарного авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина.

Справка ZOMG Teh Drama:

«Avro-504K» находились на вооружении английских интервентов в составе «Славяно-британского авиакорпуса» в ходе Гражданской войны. Осенью 1919 года один биплан сбили в районе Петрозаводска. В Москву для изучения машину вывез тогда еще механик 1-го авиаремонтного поезда Ильюшин.

Окончив авиационную школу, Коккинаки служил летчиком-истребителем в строевых частях ВВС. С 1931 года – летчик-испытатель.

Тандем двух легенд

В 1935 году Коккинаки стал старшим летчиком-испытателем ОКБ Ильюшина. Но познакомились две легенды еще раньше.

Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) для проектирования и производства легких самолетов под руководством Сергея Владимировича Ильюшина было образовано на заводе № 39 им. Менжинского 13 января 1933 года.

Встреча легенд состоялась в заводском цехе авиационного завода, рядом с изготовленным из фанеры в натуральную величину макетом будущей машины. Коккинаки дал несколько рекомендаций. А Ильюшин понял, что этот человек хорошо разбирается в своем деле.

Недаром Владимир Константинович говорил: «Настоящий пилот должен быть немножко инженером. А летчик-испытатель обязан быть отменным инженером». При подготовке к перелетам Коккинаки обращал внимание даже на то, как сидит комбинезон. По его словам, любая лишняя складка в полете может помешать. Например, станет роковой при попытке экстренно покинуть машину. Все самолеты для испытаний он изучал лично.

Впоследствии между Коккинаки и Ильюшиным установился эффективный тандем. Владимир Константинович поднял в воздух все модификации самолетов, спроектированных в ОКБ Ильюшина, испытав в общей сложности десятки машин, множество моторов и авиаприборов.

Не все из них отправились в серийное производство. Но это не значит, что результат был отрицательным.

Например, летом 1935 года Коккинаки поднял в воздух экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. Машина не получила распространение в силу ряда причин. Но испытания позволили Ильюшину создать ЦКБ-30, вошедший в серию под индексом ДБ-3, дальнейшим развитием которого стал Ил-4. А сам Владимир Константинович на ЦКБ-26 поставил 5 мировых рекордов, в ходе которых были получены данные для последующих модернизаций и работы над будущими моделями.

Мировые рекорды – официально и неофициально

Владимир Константинович Коккинаки установил множество мировых рекордов. Среди них:

  • рекорд высоты в 11 294 метра на самолете ЦКБ-26 с грузом 500 килограммов – 17 июля 1936 года;
  • рекорд высоты в 11 402 метра на ЦКБ-26 с грузом 1000 килограммов – 26 июля 1936 года;
  • рекорд высоты в 12 816 метров на ЦКБ-26 с грузом 500 килограммов – 3 августа 1936 года;
  • рекорд высоты в 11 005 метров на ЦКБ-26 с грузом 2000 килограммов – 7 сентября 1936 года;
  • рекорд скорости в 325,26 км/ч на ЦКБ-26 на 5000-километровом замкнутом маршруте без груза и с грузом в 500 и 1000 килограммов – 26 августа 1937 года;
  • рекорд высоты в 12 471 метр на Ил-18 с грузом 15 000 килограммов – 14 ноября 1958 года;
  • рекорд высоты в 13 154 метра на Ил-18 с грузом 10 000 килограммов – 15 ноября 1958 года;
  • рекорд скорости в 719,50 км/ч на Ил-18 на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузами в 1000, 2000, 5000, 10 000, 15 000 килограммов – 19 августа 1959 года;
  • рекорд высоты в 12 118 метров на Ил-18 с грузом 20 000 килограммов – 25 ноября 1959 года;
  • рекорд скорости в 693,55 км/ч на Ил-18 на 5000-километровом замкнутом маршруте без груза и с грузом в 1000, 2000, 5000, 10 000 килограммов – 2 февраля 1960 года.

При этом, еще 21 ноября 1935 года Коккинаки на истребителе И-15 достиг высоты 14 575 метров. С самолета для снижения веса сняли почти все приборы. Вместо сиденья оставили доску, а сам Владимир Константинович был одет в утепленную куртку и применял кислородную маску. Действовавший на тот момент мировой рекорд высоты составлял 14 433 метра. Его установил 11 апреля 1934 года итальянский пилот Ренато Донати. Однако мировой рекорд советского летчика официально не был зарегистрирован, поскольку СССР тогда еще не состоял в Международной авиационной федерации.

Владимир Константинович 20 апреля 1936 года впервые в мире выполнил петлю Нестерова (также известную как Мертвая петля) на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.

В 1930-е годы самолеты на Дальний Восток перевозили по железной дороге. Перебои с поставкой могли достигать нескольких дней. С 27 по 28 июня 1938 года на ЦКБ-30 Владимир Константинович вместе со штурманом Александром Матвеевичем Бряндинским проложил новый кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана. Для этого был произведен беспосадочный 7580-километровый перелет по маршруту Москва – Спасск-Дальний. Этот полет занял 24 часа 36 минут. За его выполнение Коккинаки и Бряндинский были удостоены званий Героев Советского Союза. С тех времен получила распространение присказка: «Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки».

С 28 по 29 апреля 1939 года на ЦКБ-30 Владимир Константинович со штурманом Михаилом Харитоновичем Гордиенко произвел беспосадочный 8000-километровый перелет по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – Исландия – мыс Фарвель – остров Мискоу (вынужденная посадка).

Вспоминая этот перелет, Владимир Константинович отмечал, что он был очень тяжелым.

Немалую часть маршрута они летели на высоте 6000+ метров, где невозможно дышать без кислородных масок, которые буквально примерзали к лицу. Не успели авиаторы долететь до Финляндии, как отказал автопилот. Дальше почти сутки летели вручную, на руках образовались болезненные мозоли от штурвала. На восточном побережье США бушевала непогода, аэропорты не принимали. Коккинаки совершил вынужденную посадку на острове Мискоу.

Сразу после перелета измученный экипаж буквально атаковали с требованиями интервью американские и канадские журналисты. Впоследствии Коккинаки выражал недовольство этим фактом, однако пресса восторженно описывала достижения советской авиации.

Война и мир

Перед началом Великой Отечественной войны Владимир Константинович принимал участие в испытаниях штурмовиков Ил-2. А во время войны совмещал работы летчика-испытателя, главного инспектора авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы. Испытал бомбардировщик Ил-6, штурмовики Ил-8 и Ил-10.

Владимир Константинович просился на фронт, но его не отпустили. Ведь больше пользы для страны он мог принести и принес вне фронта. Вот только один из таких случаев.

В СССР по ленд-лизу самолеты поставлялись в разобранном виде через Иран, по Арктическому и Тихоокеанскому маршрутам. А собирали их уже на территории страны. Это было долго и опасно, поэтому было решено часть машин доставлять своим ходом с Аляски через Беренгов пролив, Анадырь, Сеймчан, Якутск, Киренск. В июле 1942 года Владимир Константинович на малоизученном для себя North American B-25 Mitchell в условиях войны пролетел по недостроенным аэродромам Алсиба и доставил в Москву представителей комиссии США для согласования логистики.

Коккинаки также неоднократно посещал прифронтовую зону, чтобы увидеть самолеты в деле, выслушать замечания летчиков, передать свой опыт. За годы Великой Отечественной войны, не сбив ни одного самолета, он получил пять боевых орденов: 2 – Красного Знамени, 2 – Красной Звезды и орден Отечественной войны 1-й степени.

Это не удивительно, ведь в каждом сбитом вражеском самолете была заслуга Владимира Константиновича – как инструктора и летчика-испытателя.

Коккинаки участвовал в испытаниях бомбардировщика Ил-28 и штурмовика Ил-40. Экипаж под его командованием 2 января 1963 года совершил первый испытательный полет на Ил-62.

Решением Международной авиатранспортной ассоциации, 14 января 1965 года Владимир Константинович – единственный авиатор СССР – был удостоен бриллиантового ожерелья «Цепь пионера розы ветров» в качестве первопроходца кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.

Десятки раз был на краю гибели, но ни разу не воспользовался парашютом

При подготовке молодых авиаторов Владимир Константинович руководствовался своим же принципом: «В авиации мелочей нет, ошибка испытателя приводит к гибели». Ведь он не раз лично убеждался в его справедливости.

Испытатель – человек, владеющий совершенной техникой пилотирования, исчерпывающим знанием машины и хладнокровием. Одно неверное движение, упущенное мгновение, переоценка возможностей самолета, и авиатор погибал.

Так, во время испытательного полета, когда Коккинаки уже заходил на посадку, у его самолета не вышло шасси. Очевидных вариантов было два: в лучшем случае это была посадка на брюхо и потеря опытного образца машины, в худшем – гибель. Но летчик-легенда нашел третий.

Коккинаки взлетал свечкой ввысь и пускал самолет в крутое пике, пытаясь буквально вытрясти шасси. Испытываемая им физическая нагрузка была настолько велика, что у него шла кровь носом, он несколько раз ослеп на доли секунды. Но шасси ему удалось выпустить.

В другой полет он потерял правое колесо на взлете. Ему удалось с минимальным углом подвести самолет к земле, точно рассчитать крен и посадить его на одно левое колесо. Или во время испытаний гидросамолета прямо в воздухе отказал мотор. Коккинаки удалось дотянуть его до леса и посадить на верхушки деревьев.

Легендарный летчик попадал в смертельно опасные ситуации в воздухе десятки раз. Однако ни разу не воспользовался парашютом и не бросил самолет в воздухе.

Руководствуясь своим принципом, Владимир Константинович ездил по летным училищам в поисках тех, кто умеет рисковать, но не теряет при этом головы. Все, кого он отобрал, стали первоклассными летчиками, а многие – Героями Советского Союза. Одним из них был Владимир Сергеевич Ильюшин, сын легендарного авиаконструктора.

Жизненный путь Владимира Константиновича Коккинаки завершился 7 января 1985 года. Похоронен легендарный авиатор в Москве на мемориальном Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий