Единственный человек в СССР, удостоенный семи Сталинских премий. Кто он и чем заслужил столько наград?

Премия имени Сталина присуждалась не по совокупности заслуг и не за выслугу лет, а за конкретные, выдающиеся, уникальные достижения в области науки, техники, военного дела, литературы, искусства, а также за усовершенствование производственной работы.

Поэтому получить столь внушительную награду семь раз могла только очень незаурядная личность. А Сталинская премия была очень внушительной и почетной наградой.

Уникальная премия за уникальные достижения

Премия имени Сталина, также известная как Сталинская премия – одна из высших форм материального поощрения в СССР. Была учреждена 20 декабря 1939 года. Присуждалась в 1940-1955 годах и, помимо льгот, например, бесплатного проезда, в зависимости от степени подразумевала денежную выплату в 25, 50 и 100 тысяч рублей единовременно.

Фото: wikipedia

Это очень внушительная сумма. Средняя заработная плата в СССР к 1941 году составляла ~ 330 рублей в месяц. Например, работникам в промышленности выплачивали ~ 358 рублей, в строительстве ~ 337 рублей, в общественном питании ~ 221 рубль, в образовании ~ 337 рублей.

Существует теория о том, что фонд Сталинской премии пополнялся из личных средств Сталина за счет перечислений гонораров от издания его трудов и его заработной платы от занимаемых им постов секретаря ЦК и председателя Совета народных комиссаров (СНК).

В частности, в пользу этой теории высказываются писатель В. С. Бушин и личный охранник Сталина Алексей Рыбин в документальном фильме режиссера Семена Арановича 1989 года «Я служил в охране Сталина».

Интересно также, что премия утверждена постановлением СНК СССР «Об учреждении премий и стипендий имени Сталина» № 2078. При учреждении премии должны были указать источник финансирования, однако этот пункт не прописали. Правда ли, что фонд Сталинской премии пополнялся из личных средств Сталина? Со 100 % уверенностью сказать невозможно.

Однако мы точно знаем: гражданам нашей страны свойственно проявлять широту души. И, например, в рассматриваемый нами период лауреаты Сталинской премии, как и наш герой, о котором поговорим ниже, часто отдавали эти колоссальные деньги на благотворительные цели. Поэтому, скорее всего, фонд Сталинской премии действительно частично пополнялся и из личных средств Сталина. 

Так кем был этот уникальный человек, заслуживший семь внушительных наград?

Чернорабочий, писарь, авиаконструктор

Сергей Владимирович Ильюшин родился 30 марта 1894 года (по новому стилю) в крестьянской семье в населенном пункте Дилялево, Вологодской губернии. Семья была бедной, поэтому с 8 лет, как и старшие братья, он постоянно подрабатывал, помогая матери и отцу. Научился письму и чтению в приходской школе.

До призыва в императорскую армию работал:

  • помощником машиниста;
  • чернорабочим на фабриках и в полях;
  • рабочим на строительстве железной дороги;
  • землекопом;
  • чистильщиком сточных канав на красильной фабрике.

В 1914 году Сергея Владимировича призвали в императорскую армию. Прошел обучение в пехотной роте и был направлен служить в Вологду писарем при военной части. Оттуда добровольцем перевелся на Комендантский аэродром ангарным. Летом 1917 года окончил солдатскую школу пилотирования, в 1918 году был демобилизован, а в 1919 году Ильюшин призван в РККА и направлен в Серпухов.

В 1921 году Сергей Владимирович принимает решение поступить в институт инженеров. А в 1931 году подает рапорт с прошением перевести его в авиапромышленность. В сентябре 1935 года было образовано Опытное конструкторское бюро (ОКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал Главным конструктором.

Один конструктор, семь премий

За один 1941 год – в марте и августе – сразу две Сталинские премии второй и первой степени получает авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин. За создание штурмовика Ил-2 – без преувеличения легендарного советского самолета, отличившегося в боях Великой Отечественной войны и Советско-японской войны.

Фото: wikipedia

Существует теория о том, что зимой 1942 года Иосиф Виссарионович вызвал авиаконструктора Ильюшина в Кремль и сказал: «Делайте, что хотите, но дайте фронту двухместный самолет. Конвейер останавливать не разрешу». 

Был ли такой разговор, или нет, в контексте изучаемого вопроса нам нужно иметь в виду следующее.

Изначально Сергей Владимирович разрабатывал именно двухместный штурмовик под двигатель АМ-35, но это ему не удавалось. А двигатель АМ-34 не подходил военным по дальности. Ильюшину пришлось облегчить самолет. Помимо прочего, было убрано и место второго стрелка.

В дальнейшем было решено вернуться к концепции второго стрелка. Во-первых, появился способный потянуть такую нагрузку мотор АМ-38. Во-вторых, существовала нехватка в начале войны истребителей прикрытия. Однако останавливать конвейер было нельзя. Поэтому для стрелка прорезали место в деревянной части фюзеляжа (Ил-2м).

За усовершенствование, повысившее выживаемость самолета в бою, в 1943 году Ильюшин был удостоен третьей Сталинской премии первой степени. А в 1946 году – четвертой Сталинской премии первой степени за усовершенствование штурмовика Ил-2 и разработку конструкции штурмовика Ил-10, имевшего усиленное бронирование, превосходящую огневую мощь и высокий показатель полезной нагрузки.  

Фото: wikipedia

В том же 1943 году стало известно, что Ильюшин передал 110 тысяч рублей из своих премий на фронтовые нужды.

Пятую Сталинскую премию второй степени в 1947 году Сергей Владимирович получил за разработку конструкции многоместного пассажирского самолета Ил-12. В салоне этой машины помещалось до 32 двух человек. Трехточечное расположение шасси с передним колесом под кабиной пилота сократило необходимую для взлета или посадки длину взлетно-посадочной полосы. 

Шестую Сталинскую премию первой степени в 1950 году Ильюшин получил за разработки в области самолетостроения. А в 1951 году – за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования в области машиностроения. В частности, за создание бомбардировщика нового реактивного поколения Ил-28, способного нести тактическое ядерное оружие.

Фото: wikipedia

Сергей Владимирович Ильюшин руководил ОКБ до 1970 года, когда из-за болезни вынужден был уйти на пенсию. Легендарного конструктора не стало 9 февраля 1977 года.  

Добавить комментарий